ОСНОВНЫЕ СТИЛИ В
АРХИТЕКТУРЕ Если сжать всю историю
Земли (4,5 миллиарда лет) в один год, то получится, что жизнь на Земле
появилась в середине марта, первые наземные животные – лишь в конце ноября, эра
динозавров с 8 по 25 декабря, появление человека разумного – 31 декабря в
23:40, промышленная революция прогремела всего за 1 секунду до Нового года.
Первобытная архитектура, архитектура неолита (примерно ХV
тысячелетие до н. э.)
Шумерская архитектура (Междуречье (Месопотамия), Вавилон, Ассирия,
Мидия, Урарту) (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного
Ирака), (IX — III вв. до н. э.)
Египетская архитектура (приблизительно XXX в. до н. э. - I в. до н. э.) Античный (Греческий) стиль (VIII в.
до н. э. — V в. н. э.)
· (Ранняя античность (VIII в.
до н. э. — II в. до н. э.) Зарождение Греческого государства. Классическая античность (I в.
до н. э. — II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской
цивилизации.
Поздняя античность (III—VI вв.
н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи
ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.).
Византийский стиль. (IV в. н. э. – нач. XIII в)
При распаде Римской империи в IV веке в ее восточной части
возникло феодальное государство со столицей в Константинополе — Византия. Древнерусский стиль (с даты крещения Руси (988)
и XVII в. - периодом правления Петра I).
Романский стиль (от лат.
romanus — римский) (X—XII в.в.) Наиболее полно он
выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль,
господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны
Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших
этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «романский стиль»
появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII
веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных
арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную,
сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид
искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный
храм, монастырские комплексы).
Готический стиль (XII – XV в.в.)
в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов,
церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры.
В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и
маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и
высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые
окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Ренессанс
(Возрождение) Нач.
XV — нач. XVII в.
Архитектура
Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с
начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ
духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является
переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к
предшествующему архитектурному стилю, к Готике.
Барокко (итал.
barocco — «странный», «причудливый»; (Кон. XVI века — кон. XVIII в.) Стиль барокко появился в
XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно
эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной
цивилизации».Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф.
Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть
сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо (фр.
rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), как
развитие стиля барокко. (Нач.
XVIII — кон. XVIII в.) Характерными чертами рококо
являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и
композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии,
эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль
получил в Баварии.
Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее
собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс;
идейное и художественное направление в европейской и американской культуре
конца XVIII века — первой половины XIX века.
Классицизм (фр.
classicisme, от лат. classicus — образцовый). Сер. XVIII—XIX в.в.
художественный стиль и
эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.Главной чертой
архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к
эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость
объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в
пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны
симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная
система планировки городов.
Ампир (от фр.
empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом
декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию
классицизма. Ампир включил в себя также отдельные
древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые
плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент,
стилизованные сфинксы и т. п.).
Эклектика (эклектизм,
историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и
России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так
называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко,
неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль,
псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и
российской практике. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры
XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства.
Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего
ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике
привязаны к его функции.
|